Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Приветствуем вас на нашем сайте!

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

 

           

                     Для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в школе создаются специальные образовательные условия:

  • обучение по адаптированным образовательным программам;
  • ППМС - сопровождение согласно комплексным программам;
  • развитие кадрового потенциала по повышению профессиональных компетенций в области инклюзивного образования;
  • совершенствоание материально-технических и методических ресурсов. 

 Документы:

  1.  Положение о ПМПк

  2. Положение об инклюзивном (интегрированном) обучении детей-инвалидов и детей, имеющих статус « Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» в МБОУ Тогучинского района «Горновская средняя школа»

  3. Положение об организации индивидуального обучения в МБОУ Тогучинского района "Горновская средняя школа"

  4.  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки завершила работу по созданию тренировочных материалов для участия в государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.  Для участников ГИА с ОВЗ создан банк заданий для ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по 14 предметам,спецификации и демоверсии, которые уже прошли апробацию и доработку. Для подготовки к ГИА обучающихся с ОВЗ опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений тренировочные сборники заданий. Они содержат задания, аналогичные тем, которые используются в экзаменационных материалах. 

Что такое инклюзивное (включающее) образование? 

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Включение – это не интеграция:

  • Включение – это больше, чем интеграция.
  • Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
  • Специалисты приходят помогать детям.
  • Обычные школы изменяются.
  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
  • Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
  • Воспринимают человеческие различия как обычные.
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
  • Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
  • Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.

Включение – это:

  • НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
  • НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
  • НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;
  • НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

      Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

      На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ИНКЛЮЗИИ 

  • ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 

  • НОО – начальное общее образование; 

  • ООО – основное общее образование; 

  • СОО – среднее общее образование; 

  • ОО – образовательная организация; 

  • ООП – основная образовательная программа; 

  • СИОП  – специальная индивидуальная образовательная программа; 

  • ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия; 

  • ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум; 

  • ИПРИ - индивидуальная программа реабилитации инвалида; 

  • БУД – базовые учебные действия; 

  • УУД - универсальные учебные действия; 

  • ОВЗ – ограниченные возможности здоровья; 

  • ЗПР – задержка психического развития; 

  • РАС – расстройства аутистического спектра; 

  • НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата; 

  • ТНР – тяжелые нарушения речи; 

  • ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития; 

  • АООП НОО – адаптированная основная общеобразовательная программа 
    начального общего образования; 

  • АОП – адаптированная общеобразовательная программа

                                                         НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 

 Министерством образования и науки Российской Федерации принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов пока находятся в формате проектов. Это:  

1.Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 

2.Приказ Минобрнауки РФот 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 

 Требования к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС НОО для детей ОВЗ (проекты РПГУ им. А.И. Герцена): 

3.Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ОВЗ (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015

  1.  

    Сведения о доступности объекта и услуг (приказ №1309 Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г)

    1. Доступность объекта % обеспеченности 2. Доступность услуг % обеспеченности
    1.1. Возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них
    2. Двери
    100 2.1. Предоставление информационной помощи для получения услуг
    1. Информ помощь, 
    4. Сайт версия для слабовидящих
    100
    1.2. Возможность самостоятельного передвижения по территории объекта
    3. Двери, 
    8. Световой режим, 
    6. Проходы
    100 2.2. Предоставление услуг тьютора да - в соответствии с рекомендациями ПМПК 100
    1.3. Надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного к объектам и услугам, с учётом ограничений их жизнедеятельности 0 2.3. Наличие (предоставление) специальных технических средств обучения
    1. Компьютеры
    100
    1.4. Организация учебного и внеучебного пространства
    3. Проходы, 
    5. Спецмебель, 
    9. Кабинет психолога, 
    10. Кабинет логопеда, 
    12. Медкабинет
    100 2.4. Предоставление бесплатно учебников и учебных пособий
    4. Рабочие тетради, 
    3. Наглядный материал, 
    1. Учебники
    100

     

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»